На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Kaztag

283 подписчика

По делу о крушении самолета Bek Air близ аэропорта Алматы начато новое расследование (видео)

Алматы. 12 июня. КазТАГ – По делу о крушении воздушного лайнера авиакомпании Bek Air близ аэропорта Алматы начато новое расследование, сообщил юрист Сергей Державец, представляющий интересы Айткуль Муратбаевой – вдовы погибшего пилота самолета Fokker-100 Марата Муратбаева.

«Признали виновными чиновников Талгарского акимата в том, что они незаконно предоставляли земельные участки в непосредственной близости от аэропорта. И нам не удалось там стать потерпевшими. Дело уже было в суде. Но за это время мы подали достаточно большое количество жалоб по этому вопросу, и вот с помощью, спасибо большое прокуратуре Талгарского района, было возбуждено отдельное уголовное дело, расследует его сейчас управление полиции в Талгаре, где Айткуль Каримова признана потерпевшей. Это дело как раз о незаконном строительстве этого дома, в который врезался Fokker-100», - сказал Державец в интервью мультимедийному порталу Silk Road.

Он уточнил, что Муратбаеву признали потерпевшей и гражданским истцом.

«Теперь у нее появился статус, надеемся, что это поможет более активному расследованию самого события – с чего оно началось, чем закончилось. Дело возбуждено в отношении хозяина дома Ришата Калибека, но мы в своей жалобе написали, безусловно, что незаконное строительство не могло осуществляться без действий или бездействий должностных лиц. У нас есть специальный уполномоченный орган, который за этим наблюдает – это ГАСК (государственный архитектурно-строительный контроль – КазТАГ) так называемый, это архитектурный комитет, который входит в МИИР (министерство индустрии и инфраструктурного развития – КазТАГ), и там же находится ко всему прочему и комитет гражданской авиации, а еще есть аэропорт. Все эти три организации, все эти три юридических лица обязаны наблюдать за тем, что происходит вокруг в непосредственной близости от аэропорта с точки зрения соблюдения правил безопасности полетов», - подчеркнул юрист.

По его словам, вместе со своим клиентом они направили несколько жалоб, в том числе в антикоррупционную службу, а также в соответствующее управлении полиции.

«Мы не знаем, будут ли они расследоваться сейчас вместе, соединят их, или отдельно, это не важно, главное, всесторонность, полнота и объективность расследования были соблюдены, как это положено по закону. Но то, что чиновники этих организаций должны были видеть, что в этом районе не только этот дом, там не десятки, там сотни домов стоят, что это, безусловно, опасно для жизни и здоровья тысяч людей, потому что это общеизвестно, что за взлетно-посадочную полосу выкатываются самолеты, это случается, бывает по разным причинам – погодные условия, технические, что бы ни было, именно поэтому есть некая санитарная зона вокруг аэропорта, там строить ничего нельзя», - сказал спикер.

Также он подчеркнул, что должно быть проведено расследование касательно применения противообледенительной жидкости.

«Принимать меры к расследованию причин использования некачественной противообледенительной жидкости безусловно надо. Мы должны понимать, что один человек этого сделать не мог – должно быть преступное сообщество. Проверить несложно. Я уверен, что у нас в правоохранительных органах достаточно профессионалов, просто этим надо заниматься и увязывать это все: тот, кто использовал не ту жидкость в корыстных целях, например. Известно, что ее использовано почему-то в три раза больше – с чего вдруг? Это дорогостоящий материал. И увязывать с последствиями. Для этого есть целый ряд экспертиз, мы будем их ждать. Мы начали с последнего – с незаконного строительства, но я уверен, что это потихоньку как-то будет все объединяться, и я предлагаю другим потерпевшим с их представителями по этому поводу объединиться нам самим, чтобы мы коллективно одним фронтом добивались скорейшего установления истины по делу», - предложил Державец.

Вопросом того, почему должностные лица «не заметили» сотни домов у аэропорта, по его мнению, должна заниматься антикоррупционная служба.

«Мы занимаемся тем, чтобы выяснялся вопрос, кто конкретно из должностных лиц перед 27 декабря (днем крушения самолета – КазТАГ) – до этого времени обязан был заниматься, то есть в его должностные обязанности входила проверка регулярная там, каждый месяц и так далее, ведь дома построены были не вчера, и почему эта проверка на бумаге показала, что домов, грубо говоря, нет, то есть нет препятствий каких-то, а на самом деле – да. Вот этим должны заниматься соответствующие уполномоченные органы. (…) Эти дома не могли существовать просто так», - сказал юрист.

При этом, основная ответственность, по его мнению, должна лежать на администрации аэропорта.

«Вот из трех, на мой взгляд, ГАСК, комитет гражданской авиации и аэропорт – власти аэропорта, руководство аэропорта. Почему? Они эксплуатируют 24 часа в сутки этот район – то есть сам аэропорт и прилегающую территорию. Они обязаны ее проверять каждую секунду. Если комитет гражданской авиации имеет там в разработанном плане проверок – ежеквартально там или раз в полгода, то власти аэропорта ежеминутно получают информацию. И я не буду удивлен, если об этом говорили, сообщали там соответствующим диспетчерам или кому-то те, кто взлетает или приземляется. Что самое удивительное – вот эта проблема с 27 декабря 2019 года всем известна, а ведь она не решена. Вот дом Ришата Калибека снесли, а все остальные там стоят, то есть их там сотни. Они стоят, ждут, когда еще какой-то самолет выкатится? Это очень опасно», - подчеркнул Державец.

Напомним, 27 декабря 2019 года в 7.22 самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, летевший из Алматы в Нур-Султан (рейс №Z2100), при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением.

Самолет дважды задел хвостовой частью взлетную полосу. Всего на борту было 93 пассажира, среди них три младенца, пятеро – члены экипажа. В авиакатастрофе погибли 12 человек, в числе которых – журналист интернет-портала Informburo.kz Дана Круглова и председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров. Также тогда погиб командир воздушного судна Марат Муратбаев, а 28 января 2020 года умер второй пилот – Миржан Мулдакулов. В результате проверок, начатых после авиакатастрофы, многочисленные нарушения нашли как в авиакомпании Bek Air, так и в сфере земельных отношений на прилегающей к аэропорту Алматы территории. Основной версией причины крушения самолета названо обледенение.

27 декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе совещания с премьер-министром Аскаром Маминым, генеральным прокурором Гизатом Нурдаулетовым, министром внутренних дел Ерланом Туругмбаевым и министром здравоохранения Елжаном Биртановым о ситуации по авиакатастрофе и принимаемых мерах дал поручение Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел изучить вопрос законности частной застройки в непосредственной близости от границы международного аэропорта Алматы.

28 декабря известный казахстанский юрист Бакытжан Базарбек сообщил, что земельные участки площадью в 150 га в районе между селами Гульдала и Альмерек Талгарского района, где произошло крушение самолета, были землями сельскохозяйственного назначения и находились в частной собственности женщины по имени Б. Он уточнил, что земля близко расположена к взлетно-посадочной полосе (всего 300-400 м, на запретной 3 км. зоне), и на ней запрещается не только строительство жилых строений, но и в связи с орошаемостью – занятие некоторыми видами сельскохозяйственной деятельности, связанными с животноводством, так как это может привлекать птиц, которые могут оказаться помехой для самолетов. Юрист рассказал о многочисленных махинациях, в которых фигурируют и местные чиновники. В интервью агентству КазТАГ он сообщил, что на него после публикации постов о махинациях начало оказываться давление.

10 января 2020 года МИА КазТАГ со ссылкой на пресс-службу управления земельных отношений Алматинской области сообщило, что законность возведения дома у аэропорта Алматы изучит рабочая группа в регионе.

16 января выяснилось, что строительство дома у аэропорта Алматы, в который врезался самолет Bek Air, не согласовывали с отделом архитектуры и градостроительства Талгарского района.

2 апреля в антикоррупционной службе сообщили, что бывших акимов и ряд чиновников подозревают в махинациях с землей близ аэропорта Алматы.

24 июня стало известно, что в Талгаре начался суд по делу о махинациях с землей в районе крушения самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air под Алматы.

3 августа в суде по делу о продаже земельных участков у аэропорта Алматы адвокаты заявили отвод всему составу суда. Адвокаты тогда заявили о давлении на риелтора Нурайым Алданиш за то, что она не признает вину. В числе нарушений, на которые указывает ее защита, также то, что ей даже не дали ознакомиться с материалами дела, по которому ее подвергли уголовному преследованию. Ранее на ситуацию вокруг ее уголовного преследования обратили внимание в мажилисе – так, депутат Дания Еспаева, в частности, приводя случай Алданиш в качестве примера, заявила, что арест как меру пресечения в Казахстане используют для психологического давления. Так, 28 января стало известно, что в Талгарском районном суде на процессе Алданиш стало плохо, но судья запрещал вызывать ей скорую помощь.

10 апреля родственники погибшего пилота Марата Муратбаева сообщили, что при расследовании крушения самолета были скрыты важные факты.

20 апреля сын Алданиш – Кенжетай Нурболов сообщил, что владельцем земли, на которой потерпел крушение самолет, является жена полковника полиции.

12 мая риелтор Нурайым Алданиш признана виновной по делу об участках на месте крушения самолета Bek Air. В тот же день юрист Бакытжан Базарбек выразил мнение, что приговор риелтору Нурайым Алданиш – сигнал для всех посредников – «чиновников отпустят, а вы сядете».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх